RSS

Противодействие коррупции.

  Феномен коррупции глубоко социален. Необходимо различать «верхушечную» и «низовую» коррупцию. Первая связана с преступной деятельностью политиков, чиновников высших и средних рангов и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую стоимость (законодательное лоббирование, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях в системе взяткодатель- взяткополучатель. Системный, опасный для государственной власти феномен- это коррупция, которую именуют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Данный тип коррупционных связей свидетельствует о переходе коррупции из несистемной стадии разрозненных актов в стадию укореняющийся организованных форм.

В Российской Федерации понятие "коррупция" определено в подпункте «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции» путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп - и указания на сущностный признак коррупции - незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией согласно подпункту «б» данного пункта также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции» определен как основной законодательный акт в системе мер противодействия коррупции. Принятие данного Закона явилось результатом активных действий Президента РФ Д. Медведева, одним из первых шагов которого после вступления в должность явилось издание Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции".

В соответствии с названным Указом образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции под председательством непосредственно Президента РФ. Этим Указом Президента РФ председателю президиума названного Совета в месячный срок предписывалось представить проект Национального плана противодействия коррупции. Такой документ был разработан, и Президентом РФ 31 июля 2008 г. утвержден (N Пр-1568) Национальный план противодействия коррупции. Первым пунктом этого Плана и предусматривались подготовка и внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона "О противодействии коррупции", предусматривающего, в частности:

а) определение понятий "коррупция" - как социально-юридического явления, "коррупционное правонарушение" - как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и "противодействие коррупции" - как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий;

б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

§ специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей РФ и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами РФ, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

§ развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ;

§ совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ;

§ возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности;

в) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

§ совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

§ разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;

§ сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;

§ введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

§ обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

§ развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 339 от 22.10.2009 «Об организации прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции» борьба с коррупциогенными проявлениями является одним из основных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Гагаринской межрайонной прокуратурой города Москвы также постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений.

Так, прокуратурой проведена проверка соблюдения указанной сферы законодательства со стороны ФГБОУ ВПО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» (Далее – РГГРУ).

Установлено, что РГГРУ не произведена регистрация права постоянного (бессрочного пользования) РГГРУ на 2 земельных участка, предоставленных Университету, а также права собственности Российской Федерации на 8 земельных участков, при 1 зарегистрированном участке.

Кроме того, РГГРУ не зарегистрировано право оперативного управления на 30 объектов федерального недвижимого имущества, переданного Университету, а также право оперативного управления на 16 объектов федерального недвижимого имущества.

Также установлено, что РГГРУ сдаются в аренду помещения, являющиеся федеральной собственностью, 6 сторонним организациям.

В то же время установлено, что договоры аренды с указанными организациями с Минобром России как учредителем РГГРУ не согласованы.

Таким образом, установлено, что РГГРУ нарушена процедура распоряжения федеральным недвижимым имуществом.

Принимая во внимание, что указанные земельные участки и объекты недвижимости являются федеральной собственностью на них распространяются все обязательные требования, предусмотренные для федерального недвижимого имущества в том числе, связанные с надлежащим заключением арендных отношений и оплаты пользования таким имуществом, а также контролем за соответствующими правоотношениями.

По результатам проверки прокуратурой внесено представление в адрес ректора РГГРУ.

Гагаринский межрайонный

прокурор г. Москвы Н.Г. Батищев